RU

Протесты в Армении: бунт бессмысленный и все менее беспощадный - ЭКСПЕРТ

Политипическая ситуация в Армении в последние дни существенно накалилась.

На фоне недовольства части населения и политических кругов, представляющих бывшую элиту страны, в Армении появилось и стало стремительно набирать популярность новое общественно-политическое движение «Тавуш во имя Родины» во главе с архиепископом Тавушской епархии Багратом Галстаняном.

По всем очевидным признакам, Б. Галстанян действует по прямому указанию католикоса Гарегина Второго, тесно связанного с лидерами «Карабахского клана».

Инициатива стала набирать популярность в условиях раскручивания популярных в протестной среде нарративов о том, что власти «сдают территории». При этом она подчеркнуто позиционирует себя в качестве широкого общественного движения, которое объединяет под своими флагами всех недовольных передачей Азербайджану каких бы то ни было азербайджанских территорий, тем более расположенных на стратегически важных направлениях. Неслучайно в первые же дни вокруг деятельности «Тавуш во имя Родины» и самого Баграта Галстаняна стал наблюдаться существенный ажиотаж. Протестное поле оживилось, чем стали пользоваться реваншистские круги в самой Армении и за ее пределами. 

Для дискредитировавших себя оппозиционных партий и их руководителей, которые более 20 лет назад находились у власти, и в настоящее время не  пользуются широкой общественной поддержкой, появление нового движения, причем возглавляемого не политиком, а священнослужителем, не составляющим для них политической конкуренции, стало удачным решением, позволяющим им в новой обстановке включиться в борьбу за власть.

В какой-то степени движение «Тавуш во имя Родины» представляет собой некий политический стартап, который армянская церковь может «продать» реваншистской оппозиции за определенные договоренности.

Причем «цена сделки» будет расти по мере усиления движения и укрепления позиции ее формального лидера Баграта Галстаняна. 

Предположительно, что между церковью, которая всегда старалась действовать обособленно от властей, даже когда их позиции совпадали по ключевым аспектам внутренней и внешней политики, и ключевыми силами оппозиции существует определенная договоренность. Согласно этому уговору, не запятнавший себя в коррупционных скандалах священник собирает вокруг себя протестные силы, направляет их против власти, основательно расшатывает политическую обстановку, а на этапе политической организации протеста и свержения власти вступают в действие оппозиционные партии и их лидеры, которые, в случае удачного исхода, занимают ключевые позиции во власти. Что от всего этого имеет сама церковь – как минимум возвращение утраченных позиций главного общественного авторитета. Как известно, нынешнее правительство страны старается ограничить авторитет и влияние церкви, справедливо полагая, что ее действия, в свою очередь, дискредитируют авторитет властей.

Активизация работ по делимитации и демаркации границ, а также достигнутые в Москве 8 мая договоренности между лидерами Армении и России по поводу отвода российских пограничников с занимаемых позиций в ереванском аэропорту «Звартноц», постов в Тавуше, Гегаркунике, Арарате и Зангезуре, лишь усилили протест. Другим его катализатором стала встреча в Алматы министров иностранных дел Азербайджана и Армении по согласованию текста мирного договора между сторонами.

На этом фоне в Ереване 9 мая сторонниками движения, с привлечением оппозиционных политических сил, вероятно, при активном участии армянской церкви, на площади «Республика» был организован многотысячный митинг с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Однако, к желаемым для протестующих результатам митинг не привел. Требование Баграта Галстаняна к армянскому премьеру – уйти в отставку - не увенчалось успехом. Поздней ночью митингующие стали расходится с условием продолжить протестные действия в предстоящие дни. 

Однако, как показали события, со временем протест стал «затухать», а неудачная попытка заставить Никола Пашиняна уйти в отставку в течение часа по требованию Галстаняна, показала, насколько эффективен нынешний армянский бунт, который с течением времени кажется все более бессмысленным и все менее беспощадным. С каждым последующим днем митинговые страсти снижали активность, а противоречия в оппозиционном стане становились более выразительными. 

Об этом, в частности свидетельствует тот факт, что с подачи армянского священника, в оппозиционном политическом дискурсе вновь стала раскручиваться тема того, кто станет возможным премьер-министром страны от оппозиции. Сам Галстанян не исключил возможность попробовать себя в этой роли. Однако канадское гражданство, коим он обладает, создает для этого серьезные препятствия. На вопрос, обсуждал ли он данную тему с представителями других оппозиционных партий, и есть ли между ними консенсус по данному вопросу, Галстанян ответил отрицательно. Что уже само по себе говорит о том, насколько спорным остается этот центральный вопрос для оппозиции. При этом утверждается, что предводитель протестов в последнее время находится в тесном контакте с экс-президентом Робертом Кочаряном, который имеет свои виды на власть.

Так или иначе, внутриполитическая турбулентность в Армении никак не повлияла на ход встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Алматы, на которой стороны подтвердили готовность активизировать контакты по решению оставшихся вопросов, прежде всего - согласования текста мирного договора. Тот факт, что основным «камнем преткновения»
остается вопрос разблокирования коммуникаций, серьезно тормозящим принятие итогового документа, вынуждает стороны концентрировать внимание на этой теме. По всей видимости, в ближайшие месяцы стоит ожидать интенсификации диалога и по данной теме. И в данном случае следует признавать, что реакция армянской оппозиции на возможные решения вряд ли что-то изменит в действиях армянских властей.

Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün

Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Избранный
147
50

1Источники

Комментарий ()
Закрывать