RU

Расим Мусабеков: То, что понял Пашинян, пока трудно доходит до отравленного мифами сознания армян

В интервью Общественному телевидению Армении премьер-министр Никол Пашинян сказал, что делимитация границы с Азербайджаном, в первую очередь, ведется в тех местах, где существует определенный риск возникновения конфликтов. Естественно, со временем граница будет определена во всех местах, где территории двух стран соприкасаются. Со стороны премьер-министра были названы и определенные сроки, к примеру, он сказал, что до 1 июля нынешнего года будет уточнен регламент работы делимитационных комиссий для последующих шагов. И эти его заявления свидетельствуют о том, что армянское руководство всерьез намерено довести до конца вопрос делимитации и демаркации границ. А то, что сегодня армянские силовики задержали у села Киранц в Тавуше более 30 человек, которые перекрыли участок на границе с Азербайджаном, чтобы не допустить процесса делимитации, еще раз указывает на серьезность намерений.

Раскрыть истинные мотивы армянского руководства и прокомментировать текущее положение дел Minval.az попросил политолога Расима Мусабекова.

– Тот факт, что Армения активно вовлекается в процесс делимитации границы… Говорит ли это о том, что, отдаляясь от России, и не опасаясь ловушек со стороны Евросоюза и США, Пашинян начинает понимать, что сближение с Азербайджаном и Турцией, действительно, – единственный путь для Армении?

– Самый амбициозный проект, выдвинутый правительством Никола Пашиняна, так называемый «Перекресток мира», невозможно реализовать без нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией, с последующим разблокированием транспортных путей и открытием границ. У прозападных армянских политиков перед глазами пример Грузии, которая не смогла бы выдержать давление Москвы, сохранить атлантический вектор политики и приверженность евроинтеграции в отсутствии стратегического партнерства с Азербайджаном и Турцией. К сожалению, то, что понял Никол Пашинян и его сторонники после близкого знакомства с «железным кулаком», пока что трудно доходит до отравленного националистическими мифами сознания широких слоев населения. Однако пусть медленно, через ломку, объективные реалии берут верх. Поддержка Пашиняна разочарованным населением кратно снизилась, но все равно несоизмеримо выше, чем у его оппонентов в лице дашнаков или карабахского клана Кочаряна-Саргсяна.

– Каковы требования и условия Алма-атинской декларации, на которую ссылается Пашинян, говоря о том, что еще в 2022 году с Азербайджаном было достигнуто соглашение? Включает ли то соглашение либо прямое указание, либо косвенные намеки на то, какие карты сейчас могут быть использованы при делимитации границ? И если процесс делимитации и демаркации уже идет, то, следовательно, вопрос карт определен?

– Я принимал участие в составе азербайджанской делегации в Алма-Ате, где принималась Декларация, положившая конец СССР и легитимировавшая независимость бывших союзных республик. Так вот, никаких двусторонних договоренностей между Арменией и Азербайджаном на том саммите не принималось. Алма-Атинская Декларация – многостороннее соглашение, в соответствии с которой страны-подписанты обязывались признать независимость, территориальную целостность друг друга в фактических административных границах на момент роспуска СССР. Никакие карты при этом не упоминались, ни в самом тексте Декларации, ни в приложениях к нему. Что же касается картографических материалов, то они имеются, так как в советское время в центре и в республиках действовали Комитеты по геодезии и картографии, при них – соответствующие научные подразделения и издательства. Комиссии, сформированные под началом вице-премьеров сторон (Мустафаев и Григорян), привлекают для процесса делимитации и последующей демаркации армяно-азербайджанской границы весь доступный картографический материал и технические средства (GPS). Как можем убедиться, процесс движется вперед и уже установлено 38 пограничных столбов, а это означает демаркацию примерно 18-19 километров.

– Из выступления Пашиняна следует, что демаркация на границе производится там, где это не вызывает особых вопросов между сторонами. Значит ли это, что процесс будет идти по «рванному» принципу, когда устанавливаются столбы и проволока, потом спорная зона, где стороны не пришли к соглашению, и затем снова столбы и проволока? Такое возможно?

– Не совсем так. Обычно линию границы делят на определенные отрезки. Их вначале уточняют по картам и согласовывают. Потом делают привязку к местности с использованием технических средств. Там, где стороны приходят к согласию, это протоколируется, затем переходят к следующему участку. Где согласия достигнуть не удается, вопрос оставляется для дальнейших переговоров. Понятно, что на участках границы, где имеются населенные пункты и осуществлялась интенсивная хозяйственная деятельность, принадлежность той или иной территории устанавливается относительно легко. В советское время было известно, кому принадлежит какой-либо сельсовет или колхоз и их угодья. Сохранились документы и живые свидетели и по 30-летней оккупации наших земель, как и по факту оккупации 7 сел Газахского района. Сложней будет осуществить делимитацию по горным массивам, где не было деревень, не проводилась интенсивная хозяйственная деятельность, а лишь изредка, несколько месяцев в году, паслись стада овец или проводили обход лесники. Что же касается обустройства границы, то столбы и проволока будут там, где это необходимо для эффективного контроля. Есть участки, где рельеф местности (горные вершины, ущелья, реки и пр.) делает излишним установку пограничных столбов и проволочных ограждений. Давайте оставим эти детали за лицами, непосредственно занимающимся пограничными вопросами.

– Прошла информация, что Армения ищет лоббистов для установления контакта с британскими оборонными компаниями и в качестве такового уже выбрана Sanctuary Counsel. Пойдет ли Англия на поставки Армении вооружения?

– Вообще-то, приобрести современные системы вооружений – не такая уж и неразрешимая проблема. Та же Франция готова их поставить Армении. Проблема в отсутствии финансовых средств на приобретение и обслуживание современной высокотехнологической военной техники. С этим у Армении напряженка. У Еревана в Великобритании имеются влиятельные лоббисты, взять хотя бы экс-президента Армена Саркисяна. Однако мне не попадалась на глаза информация о военных поставках из Великобритании в Армению или даже реальных переговорах по этому вопросу. Упомянутая в вопросе фирма сама вооружение не производит и не продает, а оказывает консалтинговые услуги.

Рауф Насиров 

Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün qeydiyyatdan keç və ya login ol. Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Избранный
49
50
Источники
Комментарий ()
Закрывать