AZ

Полеты на мыльных пузырях, или Искусство реэкспорта Как делать деньги на конфликте России и Запада


    Хазар Ахундов
    Caliber.Az

    Ни для кого не является секретом зависимость Армении от торгово-экономических связей с Россией. Так, за счет механизмов реэкспорта подсанкционных товаров и услуг в РФ армянский экспорт в 2021–2023 годы увеличился почти на 300%. Более того, основные энергетические и инфраструктурные активы «страны камней» принадлежат российским холдингам. Но, несмотря на это, официальный Ереван выступает весьма жестким критиком политики Москвы, а на днях армянский МИД заявил об отказе присоединяться к решению «О бюджете ОДКБ 2024 года». Публичные антироссийские демарши и сближение с ЕС и США уже давно вызывают недовольство Москвы. О последствиях таких шагов для армянской экономики президент РФ Владимир Путин прозрачно намекнул премьер-министру Армении Николу Пашиняну во время недавнего саммита стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

    В своих публичных заявлениях армянский премьер Никол Пашинян неоднократно заявлял о замораживании участия в ОДКБ в силу «неучастия этой структуры в защите Армении в ее конфликте с соседями». Формулировка сама по себе сомнительная, и в ОДКБ неоднократно заявляли, что считают зоной своей ответственности в Армении ее суверенную территорию в пределах урегулированных госграниц с соседями. Однако очевидно, что «публичные обиды» — лишь повод для Еревана оправдать свои нескрываемые устремления в сторону коллективного Запада и структур НАТО. Очередным демаршем в отношении военного сотрудничества с ОДКБ стало заявление пресс-службы МИД Армении о том, что республика «воздержится от присоединения к решению «О бюджете ОДКБ 2024 года» и участия в предусмотренном этим решением финансировании деятельности организации». Причем здесь важна не столько формулировка, а то, что заявление армянского МИД было озвучено практически накануне состоявшегося 8 мая саммита стран-участниц Евразийского экономического союза. 

    В тот же день после завершения саммита состоялась двусторонняя встреча Никола Пашиняна и Владимира Путина, по итогам которой пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что на переговорах обсуждался вывод российских военных и пограничников из ряда областей Армении. В то же время за несколько дней до этой встречи помощник главы российского государства Юрий Ушаков сообщил СМИ, что за последнее время между Арменией и Россией накопилось немало проблемных вопросов, «которые, как мы ожидаем, будут откровенно обсуждены между лидерами, в том числе заметно сократились контакты между нашими странами на различных уровнях, в Ереване раздается критика в адрес России и ОДКБ». Перечисленные моменты предстояло обсудить в ходе двусторонней встречи в Москве армянского премьера с президентом России.

    Тем самым, как отметил накануне армянский политолог Виген Акопян, после завершения саммита ЕАЭС президент Владимир Путин в непубличном формате за «закрытыми дверями» обозначил позицию России относительно политики нынешних армянских властей и озвучил возможные риски, с которыми может столкнуться экономика Армении в случае дальнейшей прогрессии антироссийских трендов во внешнеполитическом курсе Еревана. «Не случайно также, что во время открытой части встречи российский президент подробно напомнил о роли РФ в экономике Армении, прямо указав на то, что бенефициар ЕАЭС номер один — это Армения, торговый оборот которой с 2015 года вырос в 14 раз, и в первую очередь за счет экспорта в РФ, — отметил армянский политолог В. Акопян. — В ходе обсуждения российско-армянских отношений Владимир Путин подчеркнул, что деловые связи развиваются весьма успешно, обратив особое внимание на рост товарооборота: в 2023 году объемы торговли составили порядка $7,3 млрд, такого объема в наших торгово-экономических связях никогда раньше не было».

    Здесь следует напомнить, что российские эксперты и официальные лица неоднократно упоминали, что не имеющая непосредственной границы с РФ или с любыми другими странами ЕАЭС Армения в то же время является главным выгодополучателем от расширения торговли с Россией и другими членами Евразийской организации. Так, в прошлогоднем отчете Fitch Ratings отмечается, что экспорт товаров в РФ с 2021 года увеличился на 300% процентов, в том числе на долю России за три квартала прошлого года пришелся 51% процент совокупного армянского экспорта. Вполне очевидно, что промышленное производство стагнирующей экономики «страны камней» самостоятельно не в состоянии обеспечить столь значительный объем поставок продукции, не говоря уже о сельском хозяйстве, демонстрирующем спад уже третий год кряду.

    Соответственно, львиная доля армянского экспорта в Россию была обеспечена за счет различных схем перекупки и реэкспорта зарубежной продукции и оборудования, в том числе подстанционных товаров двойного назначения, переправлявшихся в РФ армянскими транспортными и посредническими кампаниями. Весь этот поток шел в обход санкций США и ЕС, что неоднократно отмечалось в западных СМИ. Более того, за минувший год Армения впервые в своей истории достигла положительного сальдо (экспорт превысил импорт) в торговле с Россией. В недалеком прошлом все было прямо наоборот: российский экспорт кратно превалировал в торговом балансе. Это неудивительно, тем более что 40% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в армянскую экономику — вложения РФ, превышающие $2 млрд, также российскому бизнесу и естественным монополиям принадлежат такие важные отрасли армянской экономики, как энергетика и транспорт. Так, распределительные газовые сети Армении и газопровод в Иран принадлежат ПАО «Газпром» — основному поставщику «голубого» топлива, в свою очередь 100% пакет акций ЗАО «Электрические сети Армении» с 2015 года контролируется российской группой «Ташир», также поставки топливных элементов и безопасность на Мецаморской АЭС обеспечивает госкорпорация «Росатом». Наконец, армянские железные дороги также под полным контролем российской ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД).

    Тем самым, несмотря на прозападный курс Еревана, а также наблюдаемое уже второй год существенное охлаждение армяно-российских политических отношений, армянская торговля и экономика в целом всецело зависимы от деловых связей с РФ. В силу этого очевидно, что Россия обладает действенным арсеналом инструментов для «влияния» на двуличных и лицемерных политиков в Ереване.

    Собственно говоря, об этих рисках прекрасно осведомлены и в самой Армении. «Не исключено, что и сам Путин сделал дипломатический шаг — предложил вывести 102-ю военную базу или пограничников с иранской и турецкой границы, на что Пашинян возразил — такой необходимости пока нет, — отметил армянский политолог Виген Акопян. — Можно также предположить, что обсуждался и вопрос членства Армении в ОДКБ: не исключено, что Путин намекнул Пашиняну, что в РФ считают нецелесообразным членство Армении в ЕАЭС в случае ее выхода из ОДКБ».

    В Ереване прекрасно понимают, что без российского костыля армянская экономика несостоятельна, поэтому здесь «искусно» лавируют, играя в политическую игру по «замораживанию» связей с ОДКБ, периодически критикуя Кремль, тем самым избегают западных санкций за поставки в Россию электроники и другого оборудования двойного назначения, используемого в производстве дронов, ракет, иной военной техники. С другой стороны, продолжают тихой сапой зарабатывать миллиарды долларов на реэкспорте в Россию, убеждая Кремль в своей лояльности.

    Оценивая феномен экономического подъема последнего периода, армянский эксперт-экономист Агаси Тавадян отметил недавно, что наряду с реэкспортом товаров двойного назначения скачкообразный рост внешней торговли обеспечен за счет резкого увеличения объемов реэкспорта золота и бриллиантов из Армении. «Из $8,4 млрд экспорта Армении 21,5%, или $1,8 млрд, составил экспорт золота, а 7%, или $589 млн, — экспорт бриллиантов. В целом 28,5% всего экспорта приходится на реэкспорт российского золота и бриллиантов в Объединенные Арабские Эмираты и Гонконг», — подчеркнул Агаси Тавадян. По его словам, в 2023 году армянский экспорт увеличился в 2,8 раза по сравнению с предыдущими двумя годами, основная часть роста пришлась на последние два месяца года и в основном обеспечена за счет операций с российским золотом и бриллиантами: «Наше правительство знает об этом, это пополняет наш госбюджет и не только его».

    Несмотря на то, что «контрабандные» экспортно-импортные операции, ажиотажный спрос на услуги банковского и туристического секторов принесли Армении немалое количество иностранной валюты, а также усилили курс нацвалюты к доллару, по мнению армянских экспертов, это свидетельствует о развитии классической «голландской болезни», разрушающей армянскую экономику в долгосрочном плане. «Дорогой драм мешает производителям, сокращая объемы традиционно экспортируемой из Армении местной продукции: продовольствия, промышленной продукции, минеральных, рудных и иных сырьевых товаров. Получается, что относительно стабильные и долгосрочные виды деятельности обрабатывающей промышленности сокращаются, в то время как краткосрочные значительно увеличиваются, что ухудшает отраслевую структуру», — заключает аналитик А. Тавадян, по словам которого в случае изменения внешней конъюнктуры мыльные пузыри армянской экономики схлопнутся, и страна может столкнуться с серьезными проблемами.



Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün

Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Seçilən
244
50
caliber.az

10Mənbələr