RU

Когда мир губит себя сам Победителей может и не оказаться


    Как-то знаменитый польский писатель, философ, футуролог Станислав Лем написал, что «когда диверсантами могли быть лишь люди, диверсия выступала под маской доблести и добродетели». Впоследствии, однако, «диверсией могло заниматься всё что угодно, от гвоздя в стене до порошков для смягчения жесткой воды». Тем самым постепенно «мир стал войной, а война — миром», хотя «катастрофические последствия такого развития, а именно обоюдная победа, равнявшаяся всеобщему уничтожению, были очевидны, мир по-прежнему двигался всё по тому же гибельному пути».

    Без сомнений, прекрасно сказано! Можно лишь добавить, что по такому гибельному пути планета продолжает двигаться и сегодня. Являясь свидетелем уничтожения без разбору детей, женщин, включая беременных, стариков, как и разрушения жилых помещений по типу карточных домиков. И вот здесь проявляется вечный вопрос: а кому это выгодно? Кто за кадром? И кто, наконец, режиссер?

    Все мы, наверное, знакомы с поговоркой: «Кому война, а кому — мать родна», подразумевающей выгоду для отдельных лиц (кругов, организаций, государств) от гибели людей, страданий, увечий. Выгоду в различных вариациях: прямая финансовая заинтересованность, протягивание щупальцев к новым сферам влияния, уничтожение геоконкурентов и т. д. Так вот, одними из бенефициаров данного хода истории являются, безусловно, производители вооружений, а также те, кто создают для них комфортные бизнес-условия. Возьмем для примера данные из открытых источников. 3 мая прошла информация о получении американским военно-промышленным концерном Northrop Grumman от Минобороны США контракта на 7 млрд долларов, предусматривающего модернизацию и обслуживание стратегических бомбардировщиков B-2. Через сутки появилось сообщение о заключении Минобороны США контракта с корпорациями Lockheed Martin и Raytheon на закупку и производство противотанковых ракетных комплексов Javelin — с конкретизацией недопустимости превышения общей суммы заказа 7,2 млрд долларов. В тот же день это министерство заключило договор с Scientific Applications and Research Associates на сумму 23,5 млн долларов — в целях приобретения систем подавления сигнала GPS для самонаводящихся ракет. Спустя еще 5 дней ряд источников привел данные о заключении оборонным ведомством Соединенных Штатов контракта с той же Lockheed Martin на выпуск реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS на общую сумму свыше 860 млн долларов.

    Обратим внимание — это данные лишь о четырех случаях за менее чем недельный срок. А сколько аналогичного рода информации осталось за кулисами? Но здесь главное не в количестве контрактов, а в самом факте того, насколько оружейные жернова (и их хозяева) заинтересованы в стравливании народов не на жизнь, а на смерть.

    Хотя, как бы это парадоксально и не звучало, по большому счету тут просматривается сила науки, которая и двигает различного рода открытиями, в том числе в сфере технологий. Иначе новые системы в области обороны и безопасности не разработаешь. Другое дело, как говорил один из героев романа «Страна туманов» прекрасного Артура Конана Дойла, «так называемый прогресс может в любой момент обернуться страшным бедствием».

     

    В 1983 г. академик Андрей Сахаров, пусть и в преломлении к гипотетической ядерной войне, называл разумными договоренности «о сокращении ядерных и обычных вооружений» с полной ликвидацией ядерного оружия. Но при этом сам же задавался вопросом, насколько это возможно «в мире, отравленном страхом и недоверием, мире, где Запад боится агрессии СССР, СССР — агрессии со стороны Запада и Китая, Китай — со стороны СССР, и никакие словесные заверения и договоры не могут полностью снять эти опасения?». Повторимся, А. Сахаров говорил об этом в контексте ядерной войны, угроза которой в последнее время озвучивается все чаще и чаще (потому мы и вспомнили сказанное академиком). В контексте же рассматриваемого нами вопроса актуальность вышеприведенной цитаты проявляется в том, что если в аспекте ядерной войны еще наличествует какой-то сдерживающий фактор, т. к. победителей в ней может не оказаться, то вариации войн, формирующие нынешнюю геополитику, вряд ли могут остановиться. Если, наоборот, не стать более изощренными в плане убийств людей без их прямого соприкосновения друг с другом на поле боя.

    Следовательно, баснословные барыши компаний, занятых «вооруженной» сферой, уверенно продолжат расти; число смертей безвинных увеличится, а малыши будут воспитываться на сюжетах и детских играх, в которых человеческая жизнь особой ценности не представляет.

    А ведь есть еще и поствоенное восстановление инфраструктуры. Как, например, получение в 2004 г. компанией Halliburton нескольких подрядов на восстановление Ирака. Только на помощь инженерным войскам США по возрождению разрушенной в результате атак коалиции против этой страны нефтяной отрасли Ирака данной компании было выделено 1,2 млрд долларов. Что интересно, тогдашний вице-президент США Дик Чейни являлся лицом, возглавлявшим «Халибертон» до 2000 года.

    А потому вновь вспомним поговорку «Кому война, а кому — мать родна», вслед за чем прокрутим новостную ленту, констатирующую наличие все новых и новых случаев смерти безвинных.  

    Теймур Атаев, специально для Caliber.Az



Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün

Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Избранный
27
caliber.az

1Источники