RU

Опавшая паства Армянская церковь в процессе упадка


    Мурад Абиев
    Caliber.Az

    Армянская апостольская церковь (ААЦ) в последние дни не сходит с повестки дня. Как известно, она взяла на себя функцию руководства протестами против делимитации границы и намерения Еревана вернуть Азербайджану четыре оккупированных села Газахского района. Впрочем, об этом в последние дни пишут много, в том числе и на нашем сайте. Я же в этом материале хотел бы затронуть один психологический аспект, связанный с Эчмиадзином.

    Итак, ААЦ стала последним пристанищем реваншистских настроений в армянском обществе. Однако проблема в том, что сама церковь стремительно теряет авторитет среди своей паствы. И специалисты наверняка приведут несколько причин такого спада влияния. В частности, потерю доверия армянской церкви в обществе больше всего объясняют усилением влияния западных либеральных ценностей, основанных на свободе личности, в том числе и от религиозных догм, и, в конце концов, на атеизме. Однако мне кажется, что это далеко не главная причина. Я не историк, не специалист по армянской церкви, однако попробую поделиться своим видением одной из причин ослабления армянской церкви в армянском обществе.

    Дело в том, что именно армянская церковь создала армянскую идентичность. Она не просто была духовным спутником и наставником армянского народа, она была его политическим отцом и матерью. Именно ее функционеры создали базис армянской национальной идеологии, которую затем развил печально известный Нжде в своей теории цехакронизма.

    Именно церковь вырвала армянский народ из синергетического существования в Османской империи. Именно она, руководимая в свою очередь западными подстрекателями, взрастила в нем семена ненависти к туркам и направила на предательские действия по отношению к мусульманам. Как результат, именно церковь послужила катализатором событий 1915 года, в ходе которых произошли столкновения армян и мусульман.

    Использовав эти события как инструмент для формирования еще большей ненависти к туркам, армянская церковь укрепила свои позиции. Чувствуя за спиной поддержку мировых держав, церковь благословила и возглавила процесс «миацума» — оккупации азербайджанского Карабаха. Католикос Вазген I, как известно, лично просил Горбачева разрешить присоединение бывшей НКАО к Армянской ССР. Мы не знаем, что сказал Горбачев, однако в любом случае даже его возможный отрицательный ответ в скором времени перестал иметь какое-либо значение. Последующий развал Советского Союза создал благоприятную почву для осуществления насильственного захвата бывшей НКАО и прилегающих территорий, из которых армяне изгнали сотни тысяч азербайджанцев и которые цинично называли буферной зоной. Добавим к этому изгнание азербайджанцев из самой Армянской ССР, а также геноцид в Ходжалы и других населенных пунктах, и получим вместе с оккупацией Карабаха самое большое преступление против человечества на постсоветском пространстве.

    Успех этого проекта в начале девяностых еще более укрепил позиции церкви. В сознании армян церковь привела народ к пику армянской государственности за всю осознанную историю — де-факто соединения Армении и Карабаха. Эйфория, застилавшая армянам глаза, не позволила увидеть им всю опасность ситуации, когда маленький народ, выпав из контекста истории, вопреки обстоятельствам географии, экономики и права, отнимает часть территории большого народа. Армянам казалось, что «миацум» — это навсегда.

    Однако у этого проекта был свой срок, и этот срок вышел осенью 2020 года. В течение четверти века Азербайджан накапливал экономические, политические, дипломатические и военные ресурсы, чтобы, размозжив железным кулаком череп армянскому фашизму, вернуть свою землю, обеспечить свою территориальную целостность, восстановить свой суверенитет.

    «Миацуму» пришел конец. Однако эти простые слова не в силах выразить весь вселенский ужас, который охватил коллективное армянское сознание. Оказалось, что всё, чем армяне жили в течение долгих десятилетий, было фантомом или, скорее, пустым фантиком.

    Как водится в таких случаях, начался поиск виновного. Карабахский клан показывает пальцем на Пашиняна, окрестив его предателем. Народ в массе своей не проглотил эту идею, на что указывают результаты выборов в 2021 году. Пашинян, в свою очередь, назначает в виновные карабахский клан. И это армянам уже импонирует больше, так как в обществе и так накопилось много негатива в адрес Кочаряна, Саргсяна и их банды. А так как карабахский клан тесно связан с церковью, то ненависть к нему опосредованно проецируется и на священников. Собственно, процесс потери авторитета начался до войны и связан с раздражением молодого поколения армян карабахским кланом. Это отторжение только усилилось после поражения в войне и краха «миацума».

    Однако здесь есть один существенный момент. Армяне должны осознать, что не преступный карабахский клан стал причиной поражения в войне, поскольку Азербайджан победил бы в любом случае, даже если Армению три десятилетия подряд возглавляли бы самые достойные люди. Это случилось бы потому, что на стороне Азербайджана были право, сила, экономика, население и множество других факторов.

    Из последнего заключения следует, что и карабахский клан вслед за Пашиняном следует исключить из списка виновных в поражении. Более того, этот тезис смещает акценты — следует искать виновного не в поражении в войне, а в ее истоках, в оккупации чужой территории, в этнических чистках, в национальном высокомерии, в самих себе...

    Армяне в глубине души понимают это, однако не могут себе в этом громогласно признаться. Между тем на интуитивном уровне они осознают, что причиной их бед являются они сами, идеология, которая сделала их врагами с азербайджанцами. В том, какими они стали, прямую и главную ответственность несет армянская церковь.

    Суть моих размышлений проста: на внешнем уровне народного сознания армянская церковь стала ассоциироваться с карабахским кланом, на более глубоком уровне на нее пало раздражение от бессилия против потери идентичности. Оба этих вектора создают для Эчмиадзина крайне негативный фон. Общество в апатии, оно устало от себя, оно нуждается в обновлении. Пища, которой его кормили, привела к массовому отравлению, и оно уже не верит в ее силу. А новой пищи армянская церковь по определению предложить не может. На роль духовного предводителя армян она уже не тянет. Присоединение церкви к нынешней мышиной возне с протестами в силу демонстрации поддержки ненавидимого армянами карабахского клана только ускорит ее падение. Армянскому народу предстоит тяжелая и кропотливая работа по делимитации и демаркации границы с Армянской апостольской церковью. 



Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün qeydiyyatdan keç və ya login ol. Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Избранный
164
50
Источники
Комментарий ()
Закрывать