RU

Европейские биологи обнаружили ферменты, превращающие разные группы крови в первую

Европейские биологи обнаружили, что бактерии вида Akkermansia muciniphila, присутствующие в микрофлоре человека, вырабатывают ферменты, которые можно использовать для преобразования любых форм крови в универсальную кровь первой группы.

"Каждый год доноры по всему миру сдают свыше 118 млн стандартных доз крови всех групп. Использование данного набора ферментов для трансформации донорской крови в универсальную первой группы значительным образом упростит логистику и снизит вероятность того, что при проведении операций или других медицинских процедур в организм пациента попадет кровь с неправильной группой", - говорится в исследовании.

Открытие совершила группа европейских биологов под руководством профессора Датского технического университета (DTU) Махера Хашема при изучении ферментов бактерии вида Akkermansia muciniphila, обитающей в пищеварительной системе человека. Эти микробы обладают способностью расщеплять муцин, ключевой компонент слизи в пищеварительных органах, похожий по структуре на антигены, определяющие группу крови человека.

Такая особенность этих микробов натолкнула ученых на мысль, что ферменты этой бактерии можно использовать для трансформации образцов донорской крови второго, третьего и четвертого типа в кровь первого типа путем их очистки от антигенов. Руководствуясь этой идеей, ученые выделили гены, отвечающие за производство 23 различных форм фермента гликозил-гидролазы, разлагающего муцин, и проследили за его действием на кровяные антигены A и B.

Эти опыты показали, что набор из шести гликозил-гидролаз, вырабатываемых клетками Akkermansia muciniphila, был способен уничтожать фактически все известные, а также неизвестные подтипы антигенов A и B, и полностью очищать образцы донорской крови от этих молекул. Весь процесс при этом занимает около 30 минут и не требует нагрева обрабатываемого биоматериала, что выгодно отличает данный набор ферментов микробов от других методов трансформации крови.

Как надеются ученые, использование этой комбинации ферментов Akkermansia muciniphila при сборе донорской крови и ее подготовке к переливанию позволит всем медикам мира значительно упростить логистику, а также снизить потребность в сборе универсальной донорской крови первой группы, число и объем источников которой естественным образом ограничены.

Кровь человека содержит в себе множество биомаркеров, которые клетки иммунной системы используют в качестве опознавательных знаков и системы "свой-чужой". Несовпадение этих меток ведет к развитию реакции, в ходе которых иммунитет начинает разрушать "чужие" кровяные тельца, что ведет к массе негативных последствий.

Существует четыре общепринятых набора этих меток, так называемых групп крови. У носителей первой из них они отсутствуют на поверхности эритроцитов, красных кровяных клеток, благодаря чему ее можно переливать представителям остальных трех групп. В свою очередь, у людей с четвертой группой крови присутствует сразу два набора меток, благодаря чему их кровь можно переливать только таким же пациентам.

Источник: ТАСС